Елена Макаренко: «В век цифровизации не потерять самое главное»

Скоро будет полгода как Елена Витальевна Макаренко, кандидат педагогических наук, почетный работник основного общего образование РФ, руководит школой №116. Новый директор — это всегда некое обещание перемен, новый взгляд на школу и её развитие. Поэтому нам стало интересно пообщаться с Еленой Витальевной, чтобы узнать о её планах.

 

Е.М.: Я зашла в уже сложившийся коллектив, который профессионально сформировался на хорошем уровне, выдает прекраснейшие результаты. По качеству образования наша школа входит в ТОП-15 в городе по итогам прошлого учебного года. Есть победители предметных олимпиад, в том числе всероссийского уровня, победители в конкурсах военно-патриотической направленности. Сама внутренняя система школы уже настолько отточена и слажена, что первое время я фактически училась у своих новых сотрудников, пытаясь понять, как им удаются такие успехи. Мне очень важно не нарушить, не сломать эту систему, а наоборот её обогатить, вдохновить коллег на что-то новое, что сейчас востребовано в современном образовании — в мире, России и Перми.

 

«Перемена-Пермь»: А какие новации вы считаете особенно значимыми?

Е.М.: В первую очередь, это современное образовательное пространство. Когда мы отменяем стереотипные представления о том, что основной формой обучения является урок, что образование проходит только в стенах школы. И здесь важно учитывать индивидуальный маршрут в обучении каждого ребёнка. Создавать возможность выбора разных образовательных траекторий среди всего многообразия ресурсов, которые школа готова ему предоставить. Всё больше вводить в учебный процесс профессиональные пробы и практики совместно с социальными партнёрами.

 

И, конечно, в наш цифровой век хочется, чтобы не было утеряно самое главное: это человеческие ценности, ценности нравственные и культурные. То, что порой в это стремительное время начинает затираться, «оцифровываться». Для меня важно, чтобы отношения между людьми, которые возникают в общении, совместном творчестве, у нас в школе сохранялись.

 

«П.-П.»: А в каких форматах вы видите возможность развивать эту нравственную составляющую образования и полноценное человеческое общение между педагогами и учениками?

Е.М.: В нашей программе развития, которой следует школа, уже обозначено в качестве ключевого направление гражданско-патриотического воспитания. Я вижу в этой идее не только любовь к малой родине, но и человеческие отношения в семье: когда мы говорим о таких ценностях, как понимание, взаимовыручка, поддержка. Не только сочувствие, но и «сорадование». Одно из начинаний, которые мы запланировали на весну, — проект, посвящённый 300-летию образования города Пермь. Важно, чтобы дети, живя в Мотовилихе, понимали, как и откуда зарождался город. Результатом мы видим мобильную историческую выставку, созданную в сотрудничестве с другими школами района.

 

И заходя в такие проекты, конечно же, просматриваем, как выстраиваются отношения между детьми внутри группы, между группами, с социальными партнёрами. То, что иногда уходит за оцифрованные показатели, должно быть в фокусе нашего внимания: чтобы их самосознание — «сознание себя как личности в обществе» — формировалось уже внутри школы. И понимание того, что история, которая закладывалась задолго до их рождения, немалую лепту внесла и в их дальнейшую судьбу. С этой же целью мы собираемся обновить и модернизировать школьный музей — прекрасную коллекцию старинных предметов, которые собираются здесь уже больше 12 лет.

 

«П.-П.»: Какими принципами вы руководствуетесь, управляя школой?

Е.М.: Во-первых, для меня важно, чтобы у ребёнка в школе была возможность выбора, возможность попробовать себя в разных видах деятельности: в инновациях, в спорте, в творчестве, в танцах на балу. Второй мой принцип — не пройти мимо. Все ситуации, которые происходят в школе, не остаются без моего участия, без участия коллег. Поэтому с детьми нет жёсткой дистанции, с ними я, скорее, демократичный директор. Это неравнодушие и включённость абсолютно во все процессы, я думаю, и помогает нам всем сегодня быть на одной волне.