ДОШКОЛЬНИКИ: РАБОТА УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ - ДЕФЕКТОЛОГ, ЛОГОПЕД, ПСИХОЛОГ

28 июля 2022 , 10:39

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами? В этой статье я расскажу об узких специалистах в детском саду – дефектологе, логопеде, дефектологе – кто они такие и чем занимаются с детьми.

 

Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист-дефектолог не является врачом. Дефектолог является коррекционным педагогом, основная задача которого заключается в организации коррекционного воспитательного и образовательного процессов для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).

 

В настоящее время в дефектологии выделяют следующие отрасли:

  • Олигофренопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость и т.п.);
  • Сурдопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные проблемы со слухом;
  • Тифлопедагогика – занимается коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения;
  • Логопедия – осуществляет коррекционную работу с детьми, которые имеют разнообразные речевые нарушения.

 

Работа дефектолога в детском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре. Ещё одной из важнейших сторон работы дефектолога является привитие детям необходимых бытовых и социальных навыков. Ребенок, имеющий интеллектуальную недостаточность, плохо адаптируется к жизни, а дети, имеющие нарушения зрения, не могут ориентироваться в пространстве - помочь справиться с этими проблемами и призван дефектолог.

 

Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

 

Какие именно задачи стоят перед учителем-логопедом?

  • 1) Обеспечение гибкого, щадящего режима;
  • 2) Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи;
  • 3) Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий;
  • 4) Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз;
  • 5) Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию;
  • 6) И даже работа с воспитателями и родителями.

 

Родители должны уделять серьезное внимание речи ребенка, стимулировать правильную речь, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать о событиях в жизни ребенка в саду, в семье.

 

Педагог-психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

 

Что делает педагог-психолог?

  • 1) Проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников; выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
  • 2) Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности;
  • 3) Содействует развитию творчески одаренных воспитанников;
  • 4) Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

 


Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей преодолеть нарушения развития. При этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, не отставая от сверстников. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства. И поддерживать его призваны не только логопед, психолог и воспитатели, но и все взрослые, которые его окружают: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, а самое главное - семья.

 

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его рождения и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. 

 

Василиса Чикунова