ГРАНИ ДЯГИЛЕВА: в Перми создали 3D-модель памятника Сергею Дягилеву

13 октября, 21:09

Старые здания всегда привлекают внимание – их интересно рассматривать, представляя, как в них жили семьи много десятилетий назад. Кажется, что в этих зданиях есть какая-то тайна. Не исключено, что так оно и есть на самом деле.

 

В центре Перми (на Сибирской, 33) находится гимназия, которая носит имя знаменитого импресарио, открывшего миру русское искусство, – Сергея Дягилева. В этом старинном доме он провёл детство. Не все знают, что стены этого небольшого одноэтажного здания скрывают…памятник Дягилеву. Да, самый настоящий памятник, который создал знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный. Его гениальные произведения находятсясейчас не только в России, но и в крупнейших городах таких государств, как США, Египет, Швеция и Ватикан.

 

История сама по себе удивительная – в 2004 году известного скульптора уговорил взяться за дело бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов. До этого Неизвестный о Дягилеве практически ничего не знал. Возможно, онсогласился выполнить эту работу потому, что почувствовал некую связь с антрепренёром, ведь они оба добились больших высот за границей, прославляя русское искусство. Над скульптурой Эрнст Неизвестный работал несколько лет в Нью-Йорке. Памятник, как и все работы Неизвестного, получился монументальным – высотой более четырёх метров и весом порядка шести тонн. Можно себе представить, как трудно было переправить его через океан, а потом привезти в Пермь.

 

По приезде в Пермь возникла ещё одна проблема. Нужно было найти место для памятника, а это оказалось не таким простым делом. И главная причина заключалась в материале, из которого памятник был сделан. Патинированная бронза боится влаги, поэтому на открытом воздухе такие изделия устанавливать нельзя. В итоге памятник решили поставить в доме, где Дягилев провёл своё детство – на Сибирской, 33. Чтобы разместить такую большую скульптуру в актовом зале гимназии, пришлось разбирать крышу и укреплять фундамент. Памятник установили в 2007 году, к 135-летию великого импресарио – во время фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Однако увидеть эту скульптуру могли не все.

 

 

Редакция «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициативоцифровала памятник и создала его 3D-модельна сайте проекта «Неизвестный Дягилев» (dyagilev.perm.aif.ru/3d-model-pamyatnika/). Теперь каждый из нас можетдетально рассмотреть скульптурное изображение великого Дягилева. Эрнст Неизвестный, как и во всех своих работах, зашифровал определённые образы, на этот раз связанные с импресарио. Точного описания этих образов нет, мы можем только догадываться, что они могут означать.

 

Цветы

Если обойти памятник, то можно увидеть на всех его гранях цветы. Это можно объяснить тем, что цветочные орнаменты были широко распространены в эпоху модерна, когда начинали своё триумфальное шествие «Русские сезоны». Например, на скульптуре часто встречаются каллы. Название этих цветов переводится с греческого как «красивый». Благодаря периоду цветения, белому цвету и бутону в форме трубы, которая символизирует триумф, они стали означать чистоту, воскрешение и вечную жизнь. Кроме того, каллы считаются цветами невесты.

 

На памятнике также можно разглядеть орхидеи. Говорят, что их очень любила знаменитая балерина Анна Павлова. Как известно, она сотрудничала с Сергеем Дягилевым недолго, однако её вклад в балетное искусство неоценим.

 

Вацлав Нижинский, «Призрак розы»

Один из тех образов, которые легко прочитать на скульптуре, – это образ Вацлава Нижинского в одноактном балете «Призрак розы» (или «Видение розы»). Танцовщик удивительной грации – при жизни его называли человеком-птицей, человеком-бабочкой – действительно жил танцем. Дебютировал он в 15-летнем возрасте в спектакле балетмейстера Михаила Фокина, который позже не раз ставил балеты для «Русских сезонов». В «сезонах» Нижинский дебютировал в 1911 году в балете «Призрак розы» и сразу же стал звездой.

 

Серж Лифарь, «Икар»

На одной из граней памятника можно увидеть человека с крыльями. Любой, кто знаком с мифологией, тут же вспомнит образ Икара, страстно желавшего летать. Балет «Икар», поставленный через много лет после смерти Дягилева, считается одной из вершин творчества знаменитого танцовщика Сержа Лифаря. Лифарь – личность для «Русских сезонов» очень важная. Будучи учеником сестры Вацлава Нижинского, Брониславы, в 1923 годуон вошёл в труппу Сергея Дягилева и быстро занял в ней лидирующую позицию, исполняя заглавные партии. После смерти импресарио Серж Лифарьстал знаменитым балетмейстером и создалновое направление в балете – неоклассицизм. Благодаря Сержу Лифарю академический танец приобрёл новые модерновые черты.

 

Ида Рубинштейн, «Клеопатра»

В образе экзотической танцовщицы легко читаются черты древнеегипетских рисунков. Можно предположить, что здесь зашифрована балерина Ида Рубинштейн в роли Клеопатры в одноимённом балете по поэме Пушкина (поначалу спектакль назывался «Египетское ночи»). В спектакле танцевали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин, выступавший не только как танцор, но и как балетмейстер. Роль Клеопатры предложили ученице Фокина Иде Рубинштейн, хотя она тогда считалась непрофессиональной танцовщицей. Однако её взяли и не ошиблись. Это был настоящий триумф!

 

Анна Павлова, балерина «Стрекоза»

На одной из граней памятника можно увидеть балерину с крыльями за спиной, как у стрекозы. Это очень яркий образ, отсылающий к приме русского балета Анне Павловой. Правда, номер «Стрекоза» был поставлен в 1916 году, когда Павлова уже давно не участвовала в «Русских сезонах». В 1909 годуна эмблеме «сезонов» был именно её портрет, написанный русским художником Валентином Серовым. Однако Павлова и Дягилев не нашли общего языка, и в итоге балерина прекратила сотрудничество с Сергеем Павловичем.

 

Тамара Карсавина, балерина

 

Одной из балерин, образ которой можно найти на скульптуре, вполне могла быть знаменитая Тамара Карсавина. «Жар-птица» русского балета – она стала одной из самых известных русских танцовщиц за рубежом и почётным вице-президентом британской Королевской Академии танца. Она танцевала в Мариинском театре, но настоящая слава и успех пришли к ней благодаря «Русским сезонам». В 1909-1914 и 1918-1929 годах она была ведущей балериной дягилевской труппы. После премьеры балетов «Жар-птица» и «Петрушка», которые создали специально для Карсавиной и Нижинского, во Франции её имя и имя Нижинского начали писать с артиклем: «La Karsavina», «LeNijinsky». Это было знаком особого уважения.

 

Петрушка, балет «Петрушка»

На одной из граней памятника мы можем увидеть образ куклы на ниточках. Скорее всего, Эрнст Неизвестный был вдохновлён балетом «Петрушка», который гремел во время «Русских сезонов» в 1911 году. Музыку к нему написал тогда ещё молодой композитор Игорь Стравинский. Хореограф Михаил Фокин и художник Александр Бенуа создали балетный шедевр, который стал одним из символов русской культуры.

 

Чтобы подробнее изучить театральные экспонаты оцифрованного музея «Дом Дягилева», вы можетеотсканировать QR-код, ведущий на главный сайт проекта «Неизвестный Дягилев».

 

 

Источник фотографий: проект «Неизвестный Дягилев» – dyagilev.perm.aif.ru


Читайте также
"ДЕТЯМ НУЖНЫ ВЗРОСЛЫЕ, КОТОРЫМ ОНИ БУДУТ ДОВЕРЯТЬ"
13 октября, 20:26
30 сентября в редакции газеты «Коммерсантъ-Прикамье» состоялся круглый стол для врачей, родителей и педагогов «Особенности междисциплинарного взаимодействия специалистов при профилактике антивитального поведения подростков» в рамках первой в России конференции на тему суицидального поведения несовершеннолетних «ПУПС-2022». Спикеры из нескольких городов России собрались вместе, чтобы обсудить актуальную повестку дня, связанную с причинами подростковых суицидов, а также обратить внимание людей «первого контакта» на первичную профилактику попыток самоубийств и договориться о том, какими алгоритмами действий нужно воспользоваться, чтобы помочь детям избежать непоправимой ошибки. В данном материале можно ознакомиться с некоторыми тезисами, озвученными на мероприятии.
Подробнее
ГЛАВНАЯ СТРАСТЬ АНТРЕПРЕНЕЁРА: что связывает Сергея Дягилева с Пермским театром оперы и балета
12 октября, 13:33
2020 год стал юбилейным для Пермского театра оперы и балета, которому тогда исполнилось 150 лет. А в 2022 году отмечают 150-летие Сергея Дягилева, чьё имя неразрывно связано с театром. В юбилейный год редакция «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создала мультимедийный проект «Неизвестный Дягилев». На сайте dyagilev.perm.aif.ru можно найти оцифрованные экспонаты мемориального музея «Дом Дягилева» и виртуальный 3D-тур по экспозиции.
Подробнее