ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ШКОЛЕ

13 ноября, 18:47

Начинается вторая четверть, и после двухнедельного перерыва от учёбы мы вновь возвращаемся в школы. Отдохнувшие, полные сил (или не очень?) учителя готовы вновь передавать знания молодым умам. Как сделать урок интересным, полезным, запоминающимся? Есть много разных вариантов, и один из них – интегрированный урок – станет сегодня главным героем этого текста.

 

Об интегрированных уроках слышал каждый учитель, но не каждый их проводил. Почему? Наверное, ответ сводится к сложности подготовки такого урока.

 

Интегрированный урок – это особый тип урока, который объединяет в себе обучение по нескольким предметам в рамках изучения одного понятия, одной темы, одного явления. Всегда есть ведущая, основная дисциплина, например, литература; и к ней уже добавляются другие дисциплины – география, история, музыка… Выбор велик! Такое «дополнение» помогает углубиться в материал, посмотреть на изучаемую тему с разных сторон. Порой школьники не видят связи между школьными предметами, а в рамках интегрированного урока такое осознание приходит ко многим.

 

Конечно, идеальный вариант интегрированного урока – это общение двух учителей-предметников. Причём каждый должен чётко понимать свою цель, свои интересы. Необходимо определить совместный интерес в интегрировании выбранных дисциплин. Такой урок требует не просто составления плана или конспекта, нет, здесь нужно разработать полноценный сценарий. Однако в условиях загруженности педагогов сегодня можно встретить такой вариант, когда один учитель берёт на себя всю ведущую роль. Второй же может выступить в роли консультанта, а на самом уроке не присутствовать.

 

Зачем же нужны интегрированные уроки? Приведу пример: при изучении «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина очень важно погрузить учеников в контекст исторической эпохи, рассказать о народном восстании под предводительством Емельяна Пугачёва. Могут ли ученики полноценно погрузиться в изучение текста, не зная при этом ничего о личности Пугачёва, причинах народного восстания, его хронологии и последствиях? Нет! Им будет просто непонятен текст романа. И поэтому я всегда начинаю изучение этого романа с погружения в историю восстания Пугачёва: мы работаем с биографией, изучаем карту, анализируем причины восстания, погружаемся в эпоху правления императрицы Екатерины II. Обязательно затрагиваем тему крестьянского вопроса.

 

Интегрированный урок может быть и при изучении другого произведения Александра Пушкина – «Моцарт и Сальери». Эта «маленькая трагедия» требует, конечно же, исторического углубления в биографии великих композиторов, изучения причин их вражды. А ещё здесь будет очень уместно прослушать музыкальные композиции. В главных ролях – два музыканта. Как можно говорить об их таланте, при этом не слушая композиции? Литература, история и музыка – три единства, которые служат здесь одной цели – заинтересовать, погрузить, показать!

 

По структуре такой урок может быть разным, но некоторые обязательные компоненты всё же имеются:

 

  1. Вводная часть урока ставит перед учениками проблемный вопрос, требующий решения. Причём этот вопрос лучше не просто написать на доске, а как-то обыграть, представить в виде письма, сценки, какой-то ситуации.
  2. В основной части происходит поиск новой информации из разных разделов программы. При помощи изучения, анализа этой информации ученики сами способы найти решение проблемы.
  3. Заключительная часть может быть творческой. Творческая деятельность в любой форме способствует закреплению, запоминанию нового материала.

Помните, что все компоненты урока, все привлекаемые дисциплины должны находиться между собой в логической связи: ученик должен понимать, зачем ему изучение истории на уроке литературы. И только тогда ваш интегрированный урок пройдёт интересно, увлекательно, и главное – полезно!

 

Валерия Евгеньевна Симпатова

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Читайте также
ВЗРОСЛЫЙ РАЗГОВОР О ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
9 ноября, 20:10
11 ноября 2021 года в Перми состоится презентация и обсуждение проекта «300 детских проектов к 300-летию Перми».
Подробнее
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТРОКАМ
9 ноября, 19:30
Вы вступили на путь становления настоящего журналиста. Все фибры вашей души тянутся к текстам, вы понимаете, журналистика – дело вашей жизни. Но с чего начать этот путь? В чём стоит поучаствовать начинающим журналистам, чтобы «набитая рука» пробила путь в издания?
Подробнее