«Профориентация – это точка в космосе»: разговор о кадрах в Закамске

21 марта, 09:02

Кировский район (а в простонародье – Закамск) – один из семи районов города Пермь, располагающийся на правом берегу реки Камы. Основной особенностью района является удалённость от центра города, в связи с чем существует проблема транспортной доступности. Другая особенность  ­– наличие огромного количества промышленных предприятий, при этом более 85% – это предприятия химической отрасли.

 

26 февраля на базе школы № 64 состоялся круглый стол «Кадры в Закамске», на котором присутствовали представители таких предприятий, как АО «ГалоПолимер», ФПК «Пермский пороховой завод», АО «НИИПМ» и АО «Медисорб», а также вуз, который помогает взращивать химические кадры – Пермский Политех. Целью встречи стало объединение общих усилий в укреплении кадров Кировского района. Специалисты рассказали, какая работа со школьниками сейчас уже ведётся и какие у них есть предложения по улучшению профориентации, а мы – АНО ДПО «Центр проектов «Переменим» – в свою очередь выступили здесь связующим звеном между школой, вузом и предприятиями, показав на примере успешную реализацию проекта «Профисмена» в Пермском крае.

 

Директор школы № 64 Людмила Васильевна Смирнова подняла такую важную тему как закрытость и режимность некоторых предприятий. С точки зрения профориентации это сильно усложняет процесс узнавания школьниками самого предприятия. У школы, прежде всего, есть заинтересованность не просто в экскурсиях и мастер-классах от специалистов, но и в профпробах: «Пока дети руками что-то не поделают, они ничего не запомнят, у них не отложится в голове, а в душе и в сердце не останется никакого отпечатка».

 

 

Специалист по работе с молодёжью и учебными заведениями АО «ГалоПолимер» Ксения Николаевна Катаева озвучила мысль, что начинать профориентацию надо с 6-7-х классов, чтобы успеть направить детей в нужное русло. Тут поднялась другая проблема: нужно расширять штат специалистов по работе со школьниками, ведь в большинстве предприятий этим занимается всего один человек, и охватить ему все классы из множества школ невозможно.

 

О важности связки «школа – вуз – предприятие» сказала Асия Рифовна Кобелева, заместитель заведующего кафедрой химических технологий ПНИПУ: «Школьник должен понимать, через какое учреждение высшего образования он сможет организовать свою образовательную траекторию».

 

 

Сейчас отслеживается тенденция: дети вместе с родителями отдают предпочтение среднему профессиональному образованию, как промежуточному звену между образованием в школе и приобретением профессии. Если говорить о рабочих профессиях, то этого вполне достаточно. Но для инженерно-технических должностей высокотехнологичных отраслей этого мало, здесь требуется высшее образование. И вузам сейчас приходится пересматривать свою целевую аудиторию – ею становятся выпускники СПО.

 

Нынешнее поколение школьников растёт с телефоном в руках: у них перед глазами стоит картина лёгкого успеха и быстрых денег, все хотят стать либо блогерами, либо бизнесменами. И предприятия реального сектора экономики в своей профориентационной деятельности, увы, не могут сломать это устоявшееся мнение. Асия Рифовна поддержала идею о ранней профориентации: «Нужно показывать ребёнку другую картинку, более интересные, актуальные, перспективные примеры из области инженерных профессий. Да, это долгосрочная перспектива, но она сможет скорректировать мнение об инженерных профессиях и заинтересовать их другими, нужными нам науками».

 

Специалисты говорили и о том, что нужно работать и с родителями: многие из них даже не знают, на что способен их ребёнок, который всё равно чаще опирается именно на семью, и поддержка родителей здесь как никогда очень важна. А в Кировском районе огромное количество предприятий, и родители, так или иначе, связаны с реальным сектором экономики и могут повлиять на выбор своих детей.

 

 

А как решается вопрос с закрытыми предприятиями? Их специалисты нашли такой выход из положения: они посещают школы Перми и Пермского края с целью привлечения школьников на целевое обучение, а также организуют встречи с представителями ПНИПУ.

 

Кроме этого, предприятия оборонно-промышленного комплекса проводят «Неделю без турникетов» на своей территории, но нужно заранее подавать списки детей, обязательно иметь при себе паспорт (это уже ограничивает возраст школьников) и не опаздывать к началу, иначе гарантирован срыв мероприятия. Казалось бы, это уникальная возможность для ребят – попасть на закрытую территорию, но практика показывает, что дети не остаются в восторге, когда им приходится сдавать все гаджеты на входе минимум на 3 часа. В таком случае по итогу у школьников остаётся крайне малая заинтересованность в предприятии.

 

Почти на всех предприятиях не хватает рабочих рук – это специальности, для которых даже не нужно высшее или среднее образование, главное – руки, ноги, уши, глаза. Причём работодатель даже готов таким рабочим предоставить общежитие, если они проживают не в Перми.

 

Менеджеры по развитию и обучению персонала АО «Медисорб» Илья Александрович Замараев и Ирина Анатольевна Склюева поддержали разговор словами: «То, что мы сейчас перечислили – представьте точку в космосе, вот она наша профориентация. Бизнес мыслит воронками найма. Любое мероприятие должно приносить людей определённых профессий. Если эта воронка не работает, значит, мероприятие устарело, значит, мы смотрим на новое поколение глазами из 90-х».

 

 

Все согласились с тем, что детьми надо «играть», лекции их не интересуют. Выявилась и проблема школ: они не фильтруют трафик учеников на подобных событиях. Предприятия никогда не знают заранее, какого возраста дети к ним придут на профориентационные мероприятия: 5-й класс или 10-й. И здесь нашлось решение: нужно изучать лучшие практики ведущих вузов, например, Высшей школы экономики. Там проводится огромное количество олимпиад для тех детей, которые ещё не знают, кем они станут: юристом или химиком, историком или журналистом. А олимпиады дают возможность попробовать им своим силы везде. Мотивацией же от вуза тут выступает скидка на платное обучение или дополнительные бюджетные места.

 

Вузу необходимо сотрудничать со школой, которая формирует нужный трафик детей, и это работает. Требуется больше таких практик, изучить технологию формирования целевой воронки из школы до вуза. А все мероприятия – экскурсии, мастер-классы, профпробы, игры – только поддерживают этот процесс.

 

Отдельно выявилась проблема отсутствия интереса у детей к химии или присутствие страха у них перед сдачей ЕГЭ по химии, в связи с чем на химико-технологическом факультете ПНИПУ происходит снижение конкурса среди абитуриентов.  Возможно, это связано и с нехваткой учителей химии в школах. Поэтому необходимо налаживать партнёрство с педагогическим университетом для подготовки и стимулирования выпускников данного вуза для работы в школах.

 

А откуда школьнику брать информацию о предприятии? Во-первых, из соцсетей: предприятию нужно готовить специальный контент для школьных пабликов. А во-вторых – от учителей. Значит, необходимо начать привлекать в профориентацию ещё и классных руководителей или учителей-предметников, им тоже необходимо создать некое представление о предприятиях. Заинтересованные специалисты готовы выходить в школы и просвещать педагогов. С этой же целью можно использовать школьные образовательные подкасты и приглашать в эфир коучей от предприятий или родителей, работающих в химической отрасли и готовых рассказать о своей профессии.

 

Разговор вышел насыщенный на обратную связь и обмен идеями. Было видно, что все специалисты заинтересованы в поиске кадров и объединены общей целью – сделать профориентацию современнее, привлекательнее и успешнее. А мы в свою очередь хотим помочь всем участникам круглого стола – школе, вузу и предприятиям – выстроить новую и эффективную модель профориентации. Всех нас впереди ждёт долгая и плодотворная работа!

Василиса Чикунова