Валентина Петровна Буравлёва
Валентина Петровна Буравлёва, учитель биологии и экологии МАОУ «СОШ № 132» г. Перми, руководитель Центра эколого-биологических исследований и природоохранной работы (ДЮЦ «Рифей»):
«Природа сама воспитывает в человеке бережное отношение к окружающему
миру. Когда ты окольцовываешь птицу и чувствуешь, как трепещет её маленькое
сердечко у тебя в руках, то неизбежно хочешь сберечь это хрупкое чудо природы».
«Надо начинать с малого, и тогда всё получится!»
В рамках эколого-просветительского проекта «Люди рек» наша команда побеседовала с Валентиной Петровной Буравлёвой, учителем биологии и экологии МАОУ «СОШ №132» г. Перми и руководителем Центра эколого-биологических исследований и природоохранной работы (ДЮЦ «Рифей»).
Буквально с первых дней работы в школе Валентина Петровна поставила себе цель восстановить школьный экотуризм. Когда наша героиня ещё только переехала из Соликамского района в Пермь, она заметила, что в столице Прикамья экотуризм не популярен. А Валентина Петровна всегда была заядлой туристкой, именно поэтому благодаря её инициативе и поддержке директорав школу было закуплено необходимое оборудование для туристских походов. Так в МАОУ «СОШ №132» пришла эпоха настоящего экотуризма.
Валентина Петровна поделилась опытом путешествий со своими учениками. Вместе они посетили множество уникальных мест не только в Пермском крае, но и в других регионах России. Кроме того, Валентина Петровна вместе с ребятами занимается научно-исследовательскими работами во время экспедиций. Данная деятельность ведётся при поддержке преподавателей таких вузов, как ПНИПУ (Пермский политех), ПГНИУ (Классический университет) и ПГГПУ (Педагогический университет).
Мы попросили Валентину Петровнуповедать нам о школьных экспедициях, и вот что она рассказала:
«Зимой мы ездили в Вишерский заповедник по приглашению нашего педагогического университета. Для меня эта экспедиция была самой сложной. Представьте: зима, ночью –40 градусов мороза, мы живём в палатках с печками, всё по-взрослому. Это действительно сложно. Зачем же мы туда ездили? Мы искали по заданию университета новые места обитания нескольких видов краснокнижных лишайников. Это очень важная исследовательская работа, поскольку лишайники являются индикаторами чистоты воздуха, то есть чистоты окружающей среды.
Почему мы отправились в экспедицию именно зимой? Потому что мы искали лишайники, растущие на деревьях – эпифиты, а их лучше всего изучать именно зимой: на деревьях нет листвы, и лишайники в это время можно легко разглядеть. В итоге мы нашли новые места обитания шести видов краснокнижных лишайников.
Эта работа проводилась в рамках мониторинга охраняемых видов растений Пермского края. После экспедиции мы с мальчиками провели интереснейшее исследование, с результатами которого выступали на региональном уровне, а затем и на всероссийском. После победы на всех уровнях нас отправили на один из важнейших форумов молодёжи мира, который проходил в Москве. Мы побеждали на этом форуме уже несколько раз. Представьте, там собираются юные исследователи со всего мира!В 2016 году мы с нашим исследованием заняли третье место, а первое и второе было отдано участникам, которые уже учатся в институтах.
Результаты нашей работы используются учёными. Например, точки лишайников, которые мы нашли, уже вошли в карту “Красной книги” Пермского края».
Помимо исследовательской деятельности, учащиесяшколы №132 активно занимаются охраной окружающей среды. Они очищают малые реки (Егошиху и Данилиху), участвуют во всех мероприятиях регионального и городского уровня и сами выступают инициаторами многих экологических конкурсов и встреч. А ещё в школе есть собственное лесничество. Ребята создали в Черняевском лесу лесной уголок и две тропы – «Дорога домой» и «Тропинка открытий». В этом им помогли преподаватели педагогического университета и местные лесничие. Валентина Петровна радуется тому, что между её учениками и лесничими возникла такая крепкая дружба, и выражает труженикам леса благодарность за непростую работу: «Обычно мы не видим этих людей, однако результат их кропотливого труда может заметить каждый».
Валентина Петровна рассказала нам о важности экопросвещения как для родителей, так и для самих учеников. Вшколе №132 часто проводятся классные часы на тему экологии. На внеклассные занятия приглашаются эксперты, имеющие опыт в благоустройстве и охране окружающей среды. Кроме того, учащиеся школы своим личным примером показывают, как правильно сортировать мусор и заботиться о чистоте вокруг себя. Нас действительно впечатлил зелёный двор школы, в которой учатся юные экологи. На школьном участке расположен небольшой экологический сад, организованный силами педагогов и ребят. Такая интересная инициатива успешно реализована и продолжает развиваться благодаря участию школы в конкурсе «Пермь – мастерская будущего». Сад получил название «Экоград Terra Verdе» (Зелёная планета) и состоит из 4 кварталов – «Хранители земли», «Пермь Великая», «Экологический лабиринт» и «Георгиевская лента».
«Природа сама воспитывает в человеке бережное отношение к окружающему миру. Когда ты окольцовываешь птицу и чувствуешь, как трепещет её маленькое сердечко у тебя в руках, то неизбежно хочешь сберечь это хрупкое чудо природы», – поясняет героиня нашей истории.
В заключение Валентина Петровна рассказала нам, что при желании каждый может улучшить экологическую обстановку на нашей планете:
«Надо начинать с малого, и тогда всё получится! Можно просто жить и уже таким образом приносить пользу – экономить воду и свет, собирать макулатуру и металлолом, сортировать пластик… Такие простые действия может выполнять каждый человек. Даже не бросать мусор мимо урны – это элементарно, не правда ли? Личный пример – это самое главное, как и желание работать над собой…»
Анна Казанская, Мария Еникеева, Софья Чукавина, Олеся Ярошенко, Агата Кулакова,
ученицы МАОУ «Гимназии № 8»