ГЕРОИ – ОНИ СРЕДИ НАС

Накануне Дня защитника Отечества – 18 февраля – школьники и взрослые, участники проекта «Маяки Отечества», задались вопросами: «Кто такие герои?» и «Кого можно назвать людьми – маяками Родины?». Обсуждение проходило в формате круглого стола на базе Пермского государственного архива социально-политической истории и объединило в себе множество точек зрения – экспертов, спикеров, педагогов, а также учеников сетевого Медиакласса из школ № 55, № 14 и № 1 г. Перми. Напомним, что проект реализуется при поддержке ПермГАСПИ и Российского военно-исторического общества.
Тема дискуссии – «Патриотическое воспитание молодёжи путём медиаобразовательной деятельности» – хранила в себе множество скрытых и глубоких вопросов о патриотизме, героизме, любви и уважении. Именно их и начали понемногу поднимать взрослые, а затем – подхватывать дети.
Первым слово было дано директору ПермГАСПИ и председателю Пермского регионального отделения Российского военно-исторического общества Сергею Васильевичу Неганову, который поведал о жизни и подвигах нескольких выдающихся земляков: М.И. Наумова, Г.Н. Зайцева, П.В. Малкова. В своём рассказе Сергей Васильевич замечает грустную тенденцию: «Герои забываются». В этом, пожалуй, и заключается важность проекта – найти «маяков» на страницах прошлого и современности, помнить, а, значит, не дать уйти в забытие.
И всё же: есть ли особые «ключики» патриотического воспитания? А что вообще означает патриотизм в умах молодого поколения? Как часто и бывает, во многих вопросах подобного толка истина кроется где-то посередине. Илья Павлович Гусев, заместитель начальника УФСБ России по Пермскому краю, подчёркивает, что выработать единый алгоритм патриотического воспитания невозможно: влияют и семья, и школа, и кружки, и даже двор. Тем временем, сами герои уже находятся среди нас – это могут быть врачи и учителя, волонтёры и военнослужащие.
Об этом же рассуждает и руководитель ГБУ «Пермский краевой учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард» Руслан Викторович Шамсутдинов. «Маяки Отечества – это не только официально признанные герои, – замечает спикер. – Это ещё и те люди, которые смогли стать героями для ближайшего окружения, смогли ответить на вызов времени». В этом же контексте понятие «патриотизм» становится неотделимым от понятия «гордость» – за свою улицу, дом, окружающих.
Кем же гордится сегодняшнее поколение? Ребята называют свои варианты: врачи, спасающие жизни; волонтёры, помогающие людям и животным; творцы-художники, не отказавшиеся от своего таланта. Школьников поддерживают и педагоги: Наталья Ивановна Копылова, директор школы № 14, и Елена Юрьевна Кычёва, директор школы № 55, рассказывают о подвигах учителей и родителей учеников, которые уже сумели стать героями для своих детей и коллег. Обращаясь к юным участникам, Елена Юрьевна цитирует строчку из стихотворения «Русские маяки» Влада Маленко: «Наше время настало. Время новых людей».
Сегодняшняя реальность тоже диктует свои условия: героем может считаться как прославленная историческая персона, так и тот, кто совсем близко – на кого хочется равняться, кто мотивирует делать добро. Об этом рассуждает участник СВО, представитель регионального отделения «Движение Первых» Даниил Алексеевич Степанов: «Молодому поколению нужно осознавать своё место в истории страны, отождествлять себя с героями и равняться на них».
К теме мотивации и уважения важным будет упомянуть и слова Андрея Игоревича Харина – учредителя АНО «Просветительский центр «Объединение», внештатного корреспондента издания «Нива» и тг-канала «Победа. Пермский край». Спикер отмечает, что авторитет не даётся по праву взрослости, и иногда «маячком» в жизни человека может стать один лишь добрый поступок.
Разговор о героях, уважении и патриотизме тем временем близился к завершению. Заключительная мысль гласила: дети, участники проекта – сами те ещё маячки. Маячки, способные указать на силу и отвагу ближнего, на исторические подвиги, которыми стоит гордиться, рассказать о своей улице или о своей семье.