nkhanova@mail.ru
8 908 254-55-53
203-02-89
k.peremenam@mail.ru

СуперСТАР


04 Май 2017 г.

14 февраля 2017 года в рамках проекта «Космический сквер» я посетил музей ОДК СТАР. СТАР расшифровывается как «системы топливного питания и автоматического регулирования».

1930 год считается годом образования завода. В 1939 году построен корпус № 1. В июле 1940 на производство поставлен карбюратор АША-62 для самолетов ИЛ-15 и ИЛ-16. Данный карбюратор до сих пор ставится на самолет АН-2 (кукурузник) – по восемь штук на одну машину. В октябре 1941 года из Москвы приезжает весь завод №33. Во главе завода – Анатолий Григорьевич Солдатов, спустя год он же возглавляет авиационные моторы.

Во время Великой Отечественной войны три тысячи заводчан ушли на фронт сражаться за Родину! На заводе были сформировано 124 бригады, в которых в основном работали женщины и дети (из-за чего завод называли «Молодежным»). Работники выполняли 200-300% нормы, трудясь под девизом «В труде, как в бою».

Приведу вам один из примеров героизма детей на заводе: бригада К. Мшинко (на тот момент ему было 14 лет) выполнила месячную норму за 8 дней – это была фантастика! Рабочий день составлял 24-36 часов (многие ночевали на заводе), дневная норма хлеба на человека – 700 грамм. Особо отличившимся начальство выдавало премию – чибрики (пирожки из отрубей, приготовленных на машинном масле). На ноги надевали колодки, изготовляемые тут же на заводе. 162 человека остались в истории как погибшие в тылу. Их имена высечены на мемориале. Каждый год 9 Мая их вспоминают, как и тех, кто не вернулся с фронта.

Во время войны завод №33 являлся единственным предприятием, выпускающим авиационные карбюраторы, за весь период Великой Отечественной войны было выпущено 1107000 авиационных карбюраторов для самолетов ПЕ-2, ПО-1 , ИЛ-2 (мясник) и семейства самолетов ЛАГи.

В 1947 год «Завод № 33» переименован в завод им. Калинина. Спустя время на заводе стали изготавливать агрегаты для самолетов ТУ-104 и ТУ-144. Была разработана топливная система для танка Т-80, которая позволяла разогреть двигатель за 3-4 минуты на лютом морозе. Для самолета МИГ-31 разработали агрегат РЭД-3048, состоящий из 10 тысячи деталей и выполняющий 80 функций. Разработаны различные системы для вертолета МИ-8, также около 30 наосов-регуляторов для семейств вертолетов КА и МИ. В ТУ-204 и ТУ-2014 присутствуют агрегаты, разработанные СТАРом: пульт управления (6.5 тысяч деталей) и насос регулятор НР-90.

В разные годы завод занимался производством: пил ПАРМА, гидроинструмента (по заказу МЧС России), термосов, зонтов, моторов для лодок и многого другого. Как и сегодня, оборонное предприятие всегда искало не только применение своей продукции в военных, но и в мирных целях.

Среди последних разработок – блоки насосов, электрический регулятор и дозатор топлива для нового двигателя отечественного производства ПД-14 (ПД – Пермский Двигатель).

На заводе в разные годы работали Соловьев, Коноплев, Амбулов и многие другие. Спустя время сложились даже династии рабочих СТАРа, которые в течение 3-4 поколений трудятся во благо страны на СТАРе. За месяц на заводе выпускается 300-400 различных агрегатов.

В 2015 году заводу исполнилось 75 лет. В честь юбилея был открыт музей ОДК СТАР, над входом в музей написана фраза, которой мне бы и хотелось закончить эту статью: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего».

Егор Головизнин

Заказать обратный звонок