«Перемена-Пермь» - Наталия Наугольных «Главное, учить детей быть честными»
nkhanova@mail.ru
8 908 254-55-53
203-02-89
k.peremenam@mail.ru
[новости]

"Перемена-Пермь" объединяет учителей 24 Июль 2018 г. 22:17

22 июля состоялась встреча активистов клуба "Пишут учителя". 

Этот клуб появился при редакции газеты "Перемена-Пермь" спонтанно два года назад. К нам в редакцию стали приходить письма с рассказами и стихами от учителей Перми и Пермского края.

Школьный форум29 Июнь 2018 г. 9:53

27 июня в школе №37 прошёл III Молодежный инновационный форум "Инноваторы, объединяйтесь", в рамках которого ребята подвели итоги работы по проектам, интересным и актуальным, в первую очередь, для них самих. 

РАЗГОВОРЫ О БУДУЩЕМ29 Июнь 2018 г. 9:51

В минувшие выходные, 23-24 июня, на базе "Раздолье", что находится близ деревни Куликовка, состоялась форсайт* - сессия «Гимназия самореализации 2.0».

 

Наталия Наугольных «Главное, учить детей быть честными»


20 Июнь 2018 г.

Иногда несколько лет работаешь со школой, но ни разу не выдается возможность лично познакомиться с директором. С Наталией Викторовной Наугольных, директором школы № 42, мы так и взаимодействовали. Решали всё по звонку.

И вот наконец-то договорились встретиться. Захожу в школу. И сразу возникает ощущение, что директора знаю давным-давно. Наталья Викторовна принимает как-то по-особенному, как родную. «Чай будете?», «Вам не холодно?» – заботливо спрашивает она и встает, чтобы прикрыть окно. Беседа полилась.

Наталия Наугольных: Стать учителем я решила ещё со школьной скамьи. Работать в школу пришла, будучи студенткой. С утра веду уроки, к часу спешу в университет. Мне сразу дали классное руководство девятым классом. Боялась их, сама-то чуть старше была... Но мы сразу нашли общий язык. Был 1993 год. Пора перемен и в школе, и в стране. Но ничего, выдержали. Сначала работала в 29-й (теперь школа №146), потом в 135-й, а с 2000 – в 42-й.

Перемена-Пермь: Наталия Викторовна, какая главная задача стоит перед школой? Воспитывать? Обучать?

Н.Н.: «Сеять разумное, доброе, вечно». Наверное, именно так все отвечают на этот вопрос? Конечно, это правда. Но для меня главное – научить детей быть честными. И в первую очередь перед самим собой.

П-П: Неожиданно…

Н.Н.: Да, с возрастом я стала очень чутко чувствовать фальшь в общении между людьми, к сожалению. Поэтому я ценю в людях способность говорить прямо. А с детьми это особенно важно. Они-то сразу видят, кто перед ними стоит. Откровенен ли с ними человек? Настоящий ли? Стояла у учительского стола, знаю. Приходишь на урок и будто попадаешь в другой мир. Открытый такой, светлый, добрый. И не уходил бы. Я всегда честна с детьми, родителями, учителями. И они мне отвечают тем же.

П-П: Сейчас много обсуждают, и в СМИ, и в обществе, какой должна быть школа. Как должна отвечать на вызовы времени…

Н.Н.: И хорошо, что обсуждают. Школа может и должна быть разной. Главное, она – живой организм. А разве всегда всё гладко у тех, кто делает, работает, учится. Да, могут быть ошибки и у руководства школы, и у учителей, и у родителей. И сразу все бегут об этом говорить. А вот о хорошем как-то не привыкли писать. Ведь победы учащихся в российских конкурсах, достижения педагогов, совершенствование образовательного пространства – это есть и это тоже важно. Вообще школа – это место, в котором переплетено столько судеб! Пожалуй, это единственное такое место в городе. Поэтому и обсуждают…

П-П: Вы – педагог с многолетним опытом работы. Смогли бы Вы назвать всего три правила выстраивания отношений с ребенком? Для родителей.

Н.Н.: На истину не претендую, но предложила бы такие правила. Не навредите лишней опекой, критикой, вмешательством и невмешательством. Сложно сказать, как правильно воспитывать. Любить ребенка надо – это точно. С его достоинствами и недостатками.

В этот момент в кабинет постучался сын Наталии Викторовны. Что-то уточнял по поводу расписания. Я про себя подумала: «Надо же, почувствовал, что мама про детей говорит». Отметила и мы продолжили беседу.

П-П: Сейчас все дети «сидят» в соцсетях. Это плохо?

Н.Н.: Родители так порою бывают заняты, что кажется, им удобно, если дети живут виртуальной жизнью. Мы думаем: «Надо больше времени уделять своему ребенку. Сходить в театр. Погулять. Да просто поговорить». Но проходит неделя, месяц. Ни театра, ни разговора, ни прогулки. А потом и год проходит. Годы летят. Ребенок вырастает. Пожилой родитель жалеет, что мало общался. Пока мы живем своей жизнью, дети проживают свою в соцсетях. Их надо доставать оттуда. Я замечаю, что когда дети выходят из них, они очень несчастны. Дети живут здесь и сейчас. И это «сейчас» надо проживать с ними. Тогда будет меньше соцсетей.

П-П: А откуда утверждение, что дети, выходя из соцсетей, выглядят несчастными?

Н.Н.: Вы знаете, дети в школе постоянно требуют от нас, учителей, контакта. Тактильного, душевного, словесного… Это говорит о том, что родители перестали быть с детьми ласковыми. Важен не только словесный контакт, но и тактильный. Ребенка надо обнимать, целовать, гладить, шлепать любя. Они же при всей своей браваде, когда отрываются от телефонов, такие одинокие! Не надо этого допускать! Дарите детям общение! Вечером уложите домашних спать и за чашкой чая на кухне, обнявшись с ребенком, поговорите обо всем на свете. Вы увидите, какой большой, умный и самый важный человек – ваш ребенок!

П-П: Наталия Викторовна, недавно 42-й была принята программа развития, которая называется «Школа современных технологий сервиса». На чем основан выбор программы? Чему будете учить?

Н.Н.: Я уверена: в школе должны не только учить математике и робототехнике, но и навыкам, которые важны в повседневной жизни. Образно говоря: ребенок, выйдя из школы, должен не растеряться, а быть готовым к самостоятельной жизни. Человеку всегда надо одеваться, питаться, делать стрижку. Почему бы не обучить детей оказывать качественные услуги? Потом это дело можно превратить и в бизнес. Гостиничный, гастрономический…

П-П: Как данное направление будет реализовано на практике?

Н.Н.: Будем запускать проектные линии. В рамках линии «Дом» будем обучать детей всему, что связано с ведением хозяйства: мелкому ремонту, созданию дизайна интерьеров, шитью, декорированию. Линия «Ресторан» познакомит детей с ресторанным делом: от приготовления блюд и сервировки стола до планирования открытия кафе. Развитие проектной линии «Туризм и краеведение» будет тесно связано с нашим школьным музеем. Ребята будут изучать историю Перми и Пермского края, создавать гиды, знакомиться с музейным делом. В настоящее время у нас апробирован еще один формат «Я в игре», который мы реализуем совместно с ПДНТ «Губерния». В рамках этого проекта учащиеся знакомятся с такими профессиями, как аниматор, сценарист, актер, гример и т.д.

П-П: Каким Вы видите выпускника школы №42?

Н.Н.: Помимо того, что у него аттестат с хорошими и отличными оценками, наш выпускник должен любить трудиться, уметь работать в команде, слышать и слушать, ориентироваться в потоке информации, заботиться о своем здоровье, уметь водить машину, готовить и ухаживать за собой, нести за себя ответственность и заботиться о родителях и семье.

Наталья Ханова

Поделиться в социальных сетях:

Заказать обратный звонок