nkhanova@mail.ru
8 908 254-55-53
203-02-89
k.peremenam@mail.ru
[Новости]

Пермские вузы получили гранты для новых проектов19 Июль 2019 г. 16:11

Классический университет, Политех и педуниверситет вскоре организуют 9 образовательных проектов, одобренных Федеральным агентством по делам молодёжи. В общей сумме на организацию студенческих инициатив выделено более 9 миллионов рублей!

Не хватает киберкадров! В Москве открывают необычную школу19 Июль 2019 г. 16:09

В современном мире киберспорт уже стыдно считать детской компьютерной забавой. Спустя годы он сумел стать серьезной отраслью, позволяющей зарабатывать деньги. Разумеется, стать профессиональным киберспортсменом может не каждый прохожий, ведь для этого нужно постичь целую науку. Именно поэтому в столице открывают первую кибершколу для старшеклассников!

Нельзя пропустить: фестиваль SEASONS в Пермском крае!19 Июль 2019 г. 16:06

Большой летний фестиваль, о котором все говорят последние несколько месяцев, начнется уже 27 июля! «Seasons в Хохловке» станет уникальной площадкой, которая на два дня объединит любителей музыки и театра, ремесленников, дизайнеров и гурманов всех возрастов!

 

Елена Васильева: «Основной инструмент учителя – не мел или указка, а душа»


03 Сентябрь 2018 г.

«Перемена-Пермь» продолжает рубрику «Наедине с директором». На этот раз мы встретились с руководителем гимназии №6 Еленой Анатольевной Васильевой. О профессии учителя, приоритетах гимназии и судьбе самого директора мы узнали из первых уст.

Перемена-Пермь: Елена Анатольевна, каким был Ваш путь в педагогику?

Е.А. Васильева: В школу я пришла неслучайно. У меня педагогическая династия: моя мама, бабушка, прадед работали учителями. Мама Нина Михайловна проработала в школе 40 лет, была учителем географии и педагогом начальных классов. Сейчас маме 88 лет, до сих пор её помнят многие ученики, приходят в гости. Бабушка Анна Венедиктовна была директором детского дома в городе Ирбит Свердловской области. После переезда в Пермь стала завучем в школе. Мой прадед был краснодеревщиком и после революции начал преподавать труд в училище. С прадедушки, наверное, всё и началось…

Перемена-Пермь: В такой семье Вы, наверное, с самого детства мечтали быть учителем?

Е.А. Васильева: Совсем нет! С детства я видела, какой это труд. Поступила на филфак, потому что меня вдохновила моя учительница по литературе. Бог знает, какие у меня тогда были мысли и мечты, но точно не о школе… Но когда я проходила педагогическую практику в школе №12, столкнулась с чем-то очень близким мне и знакомым, соответствующим моему характеру. Моя наставница Людмила Николаевна Бородина, с которой мы потом работали вместе в 22-й школе, тогда сказала мне: «Леночка, ты учитель от бога». На второй практике в 9-й школе тоже всё сложилось удачно. Тогда я вела занятия у старшеклассников. Помню, как они подошли ко мне и сказали: «А у Вас получается». Я поняла, что педагогика – это моё. После этого все остальные варианты будущей профессии я не воспринимала всерьез. Конечно, были трудности. Сначала не складывались отношения с администрацией, ведь мне казалось, что я сама всё знаю, зачем мне чьи-то советы? Этакая «болезнь левизны». Но я до сих пор обожаю свой первый класс: детей, родителей, все эпизоды из жизни. Я тогда была совсем молоденькой. Пятиклассники даже были влюблены в меня. Как и моя мама, начинала я в 10-й школе. Затем перешла в 22-ю, где работала 16 лет, из них 8 лет была завучем. В департаменте образования пришлось поработать. Там, кстати, я окончательно поняла, что моя судьба – это школа. Мне нужны дети, люди, учебный процесс, уроки, перемены. Я поняла, что на этом месте могу сделать гораздо больше. И вот случилось так, что я стала директором гимназии №6.

Перемена-Пермь: Елена Анатольевна, Вы преподаете сейчас?

Е.А. Васильева: Увы, нет. Мне пришлось отказаться от преподавания, хотя я обожаю свои предметы: литературу и русский язык, люблю рассказывать и объяснять, «залезать в дебри» грамматики. Так, 7 лет я готовила призёров и победителей Всероссийской олимпиады по русскому языку и по литературе. За этих детей я испытываю особенную гордость. А потом я поняла, что придется выбирать: либо страдает процесс управления, либо преподавания. Одни двери закрылись – другие открылись. Но я по-прежнему очень люблю общаться с детьми.

Перемена-Пермь: Расскажите о педагогическом коллективе в гимназии №6.

Е.А. Васильева: У нас в гимназии сложился уникальный высокопрофессиональный коллектив. Знаете, один из основных инструментов учителя не мел или указка, а душа. Сколько дашь ученикам – столько и получишь отдачи. Сейчас учитель давно перестал быть носителем знания, он скорее куратор, навигатор по морю информации, человек, который может задать вектор, сориентировать ребенка на что-то очень важное. В свое время я получила в подарок от своих учеников альбом с письмами. Там обнаружила столько важных для меня слов! Оказывается, были уроки, разговоры, которые что-то перевернули в жизни моих учеников. Они стали смотреть на мир иначе. Когда я прочитала, подумала: «Боже мой! Осознаем ли мы, учителя, нашу ответственность перед детьми?». Ведь от того, как я повела разговор, может зависеть судьба человека. Эта ответственность давит, порой разрывает изнутри. И тогда может наступить усталость. Учитель погружен в работу постоянно, полностью, каждый день. Шесть уроков, которые учитель проводит ежедневно, – это вершина айсберга. А весь айсберг – это даже не тетради, которые учитель забирает домой и не подготовка к уроку, а та работа души, которую он вынужден ежедневно совершать. Когда учитель понимает, что душевные силы на исходе, он может принять решение уйти из школы. Как с этим бороться? Наверное, всё индивидуально. Общие методы не очень действенны. Хотя мы стараемся, чтобы общие праздники были ориентированы на учителя, стараемся с их помощью объединить весь коллектив. Наш первый в этом учебном году педсовет пройдет в формате тренинга. Всё-таки 1 сентября – это большой праздник для учителей, второй Новый год! А ещё это начало огромной работы души. Настоящий учитель всегда работает на износ. Поэтому хочется подзарядить хорошим настроением и позитивом всех коллег. А деловые вопросы будем решать уже на ближайшем совещании.

Несколько лет назад я была на лекции философа, профессора В.Н. Железняка. Он выстроил интересный образ, где мир и школа существуют будто бы отдельно друг от друга. Мир – это не только море возможностей, но и искушений, трудностей. И когда мир обрушивается на ребенка, порой только школа может удержать его на плаву. Так, любая трещинка, которая возникает в семье, проходит через душу ребенка. Миссия школы – помочь ему.

Перемена-Пермь: Это и определило уникальность гимназии, вектор её развития?

Е.А. Васильева: Да. Мы – семейная гимназия. И с родителями заключаем своеобразный договор: мы будем работать с ребенком, и вы будете с нами в любой ситуации. Многие ценят гимназию именно за отношения, которые мы выстраиваем между детьми, родителями, педагогами. Родители участвуют во всех событиях гимназии: от «Гимназического Арбата» до церемонии вручения наград «Чай-Ника». Кроме того, мы проводим «Битву хоров», «Танцевальный баттл» с обязательным участием родителей. Очень трогательно, когда на сцене стоит малыш с мамой или папой, но когда видишь подростка со своим родителем – это дорогого стоит! Не секрет, что именно в подростковом возрасте наступает полоса непонимания мира взрослых, в семье часто рушатся привычно выстроенные отношения «родитель-ребёнок». Мы считаем важным поддержать ребёнка в этот непростой период, помочь родителям услышать и понять своё чадо. С этой целью в гимназии успешно работает социально-психологическая служба.

У нас давно реализуется направление «Семейное чтение» (автор Мациевская В.К.), благодаря которому ребенок и его родители учатся слышать и понимать друг друга. Иногда поведение ребенка в школе и дома может сильно отличаться. Когда родитель видит своего ребенка в школе, он узнает его лучше и многое понимает, например, то, что нет ничего дороже разговоров по душам со своим ребенком.

Если же говорить об образовательном векторе, мы – многопрофильная гимназия. При этом каждый ученик может выбрать собственный образовательный маршрут. Этим определяется широкий спектр вузов, в которые поступают наши выпускники: от пермских до столичных. Направлений, которые выбирают вчерашние гимназисты, тоже огромное количество: химия, иностранные языки, астрономия, реклама – перечислять можно бесконечно. Большая часть ребят обучается на бюджетной основе. Но самое главное для нас – они делают осознанный выбор.

Перемена-Пермь: Есть ли в гимназии ребята и педагоги, которыми Вы как директор особенно гордитесь?

Е.А. Васильева: Успехи каждого гимназиста для нас – предмет гордости. У каждого есть свои достижения. И если это не высокий балл ЕГЭ, как у нашей выпускницы Жени Симановой (получившей наивысший балл по результатам ЕГЭ в Пермском крае), то это могут быть творческие, спортивные, личные достижения. Мне не стыдно за наших учеников. Иногда, правда, бывает обидно. Порой кажется, что ребенок мог бы добиться большего. Однако в любом случае в гимназии он получает необходимую закалку для дальнейшей жизни. Особый повод для гордости – это достижения наших педагогов. Среди них есть победители и лауреаты профессиональных конкурсов: и «Учитель года», и «Мужчина в образовании», и «Лучшие учителя России». Мне нравится неуспокоенность наших учителей. Среди них, например, Михаил Александрович Макаров, учитель истории, победитель Всероссийского этапа конкурса «Учитель года». В этом году он решил сам сдать ЕГЭ по истории. Остался собой недоволен: набрал «всего лишь» 99 баллов из 100. И это здорово, ведь без желания расти невозможна учительская профессия. Дополнительный предмет гордости и радости для меня как для директора – появление в коллективе молодых учителей. С каждым годом их становится всё больше. Среди них много наших выпускников: учителя английского языка, учитель химии. Конечно, мы грустим, когда уходят учителя старшего поколения, но это процесс неизбежный.

Перемена-Пермь: Елена Анатольевна, Ваши пожелания детям и учителям к 1 сентября.

Е.А. Васильева: Хочется, чтобы этот год приносил радость всем: детям – радость познания, учителям – радость отдач. Пусть в этом году каждый станет добрее и милосердней к другим. Хочется, чтобы жизнь в гимназии основывалась на важных для нас принципах: сотрудничестве, взаимодействии, креативности. И пусть в жизни каждого будет больше понимания и человечности.

Беседовала Анастасия Беломестнова

Поделиться в социальных сетях:

Заказать обратный звонок