nkhanova@mail.ru
8 908 254-55-53
203-02-89
k.peremenam@mail.ru
[Новости]

Помощники Деда Мороза16 Январь 2019 г. 10:45

14 января в пермском ТЮЗе наградили юных художников, работы которых радовали посетителей театра все праздники! Конкурс рисунков и поделок под названием «Помощники Деда Мороза» объявили ещё в начале декабря, а в Старый Новый год подвели итоги.

Инновации глазами педагогов16 Январь 2019 г. 10:34

23 и 24 января в Государственном университете управления пройдет форум под названием «Педагоги России: инновации в образовании». На форуме планируется обсудить самые животрепещущие темы с работниками различных сфер образования России.

Десятки тысяч людей вновь посетят выставку «Образование и карьера»16 Январь 2019 г. 10:24

С 17 по 20 января в выставочном центре «Пермская Ярмарка» традиционно пройдет выставка «Образование и карьера». Ежегодно она становится самым ожидаемым событием среди молодежи Пермского края, ведь именно там можно вдохновиться, оценить свои перспективы и пообщаться с интересными людьми.

 

Елена Москалева: «Учим детей строить свое будущее»


23 Апрель 2018 г.

Почти полвека назад Елена Андреевна Москалева, директор пермской гимназии №5 переступила порог этого учебного заведения. Тогда выпускница мехмата Пермского университета думала, что пришла работать учителем в школу временно. Но это «временно» превратилось в целую жизнь. Школа №97 (ныне гимназия №5) стала первым и единственным местом работы Елены Андреевны.

Обучаясь в университете, она проходила практику в одной из пермских школ и там же все годы учебы вела факультатив по математике. Примером для начинающей учительницы стали ее родная тетя Валентина Федоровна Плешкова и Розалия Борисовна Ландо, педагоги школы №49. На собеседовании тогдашняя директор 97-й Нина Николаевна Рюмина, расспросив обо всем,  строго сказала молодому учителю: «Идите в Гороно за приказом. Вы нам подходите."

В начале 70-х в школе №97  был «крепкий» коллектив опытных учителей. И только три молодых учителя:  Елена Иосифовна Крендель (работает  в школе и ныне), сама Елена Андреевна и Элла Юрьевна Матковская, отец которой строил 97-ю, а мама работала в ней учителем истории. «Моими наставниками стали учителя-асы – Надежда Васильевна Бурдина и Галина Николаевна Чикулаева, – вспоминает Елена Андреевна. – После классического университета я пришла с отличным знанием математики. Но знать и преподавать – разные вещи. Надежда Васильевна и Галина Николаевна учили меня методике преподавания математики. А еще у нас в школе был принято посещать уроки других педагогов. И я ходила на уроки географии, литературы и внимала искусству передачи знаний школьникам. Для меня это были лучшие годы: молодость, любимая работа, вхождение в профессию, первые достижения…».

Елена Андреевна отмечает, что время в школе летит быстро. Год сменяется годом, словно один день. Наша героиня прошла путь от учителя математики до директора гимназии. На эту должность она была выбрана коллективом в 1988 году. Когда в семье Москалевых обсуждали эту новость, отец будущего директора процитировал японскую мудрость: «Наиболее эффективен тот руководитель, который наименее заметен.». Эта цитата стала девизом для Елены Андреевны: «Надо уметь видеть перспективу в своих сотрудниках и создавать условия для их развития. Директор должен быть и менеджером, и хорошим педагогом одновременно. Он должен понимать нюансы внутренних школьных связей. Для меня гимназия – семья,  где равные права имеют учителя, родители и дети. Если не будет взаимопонимания между всеми, кто образует школьное сообщество,  ничего не получится».

Многие годы директор совмещала руководство гимназией с преподавательской деятельностью. Преподавание математики: это возможность заниматься любимым делом, и  возможность не потерять квалификацию. «Когда постоишь у учительского стола, прекрасно понимаешь, как тяжело педагогу добиться результата от учащихся, – поясняет директор. – Поэтому я делаю упор на достижение этого результата командной работой в гимназии.  Ответственность за принятие решений беру на себя, но приходим мы к ним сообща. Перед тем, как ввести школьную форму, спрашиваем у ребенка – удобно ли ему будет, у родителя – сможет ли он купить форму, у учителей – нужны ли такие перемены».

В 2000 году школа №97 стала гимназией №5. «Я глубоко убеждена, что школу надо строить, как и церковь, на определенном месте. Вы ощущаете, что здесь особая обстановка и атмосфера? Так говорят все, кто переступает порог нашей гимназии», – рассуждает директор.

Действительно, четырехэтажное здание гимназии, зеленым фасадом смотрящее на улицу Ким, является для ее учеников особым местом. «Гимназия твоих возможностей» – гласит девиз образовательного учреждения. Сейчас никто не помнит, как появился этот слоган. Кажется, он был всегда. Педагоги выработали свой подход воспитания гимназиста: он основан на сочетании возможностей для самореализации  и качественного универсального образования. Создание условий для самовыражения детей с помощью различных элективных курсов, которых теперь насчитывается более 200, проектной деятельности и системы дополнительного образования  стало визитной карточкой 5-й гимназии. С первого класса гимназист учится выбирать и нести ответственность за  свои решения. «Выбор всегда был избыточен, – говорит Елена Андреевна. – К 10-му классу, когда начинается профильное образование с углубленным изучением предметов, важно, чтобы школьник осознанно выбирал нужное ему направление».

В 2017 году пермская гимназия №5 стала победителем всероссийского конкурса «Школа навыков XXI  века» с проектом «Технологическая сессия» в номинации «Образовательная программа. Реализованный проект». «Технологическая  сессия» помогает расширить рамки обычного урока  технологии методом погружения. Ученики выбирают различные проектные линии, с помощью которых смогут пройти познавательный путь от автора идеи к исследованию, проектированию и воплощению в жизнь. Так, на занятии «Наше кино» дети могут принять участие в съемке короткометражного фильма, на «Аллее для зебры»  займутся ландшафтным дизайном школьного двора, а, посетив «Аншлаг», разработают и изготовят костюмы для вокального коллектива гимназии «Чародеи». Сейчас проект продолжает развиваться, появляются новые проектные линии. «Мы воспитываем в детях  гражданскую позицию, – говорит Елена Андреевна. – Для нас способность учащегося к саморазвитию, самообразованию, самоустройству – важное направление в образовательном процессе. Наш гимназист – это человек, который, имея универсальное образование, может на него «нанизывать» всё, что ему необходимо в жизни. Мы хотим, чтобы каждый ребенок шел своей дорогой, большое значение придаем индивидуализации образовательного процесса. Чтобы сформировать личность, предлагаем ребенку спектр возможностей в проектной, общественной, интеллектуальной, творческой деятельности. Выпуская детей в жизнь, мы точно знаем, что он умеет не только рисовать, петь, танцевать, налаживать коммуникации, владеет качественными знаниями, но владеет и технологией формирования собственного будущего».

В гимназии №5 понимают, что важно целенаправленно работать и над развитием педагогического коллектива.. «Сейчас на плечах учителя лежит большая ответственность: за качественное образование, за реализацию ФГОС, за развитие и воспитание своих учеников, за  общение с родителями, за внеклассную работу… Но учитель тоже человек. Его надо беречь от профессионального выгорания, – рассуждает Елена Андреевна. –  Мы стараемся вырастить достойного учителя для гимназии из молодого специалиста. Даем возможность закончить магистратуру,     возможность расти и развиваться, возможность самореализоваться.  У нас развито наставничество. Особое внимание уделяем досугу учителей. Всё это приносит свои плоды и делает гимназию такой, какая она есть сейчас». Гимназия №5 идет в ногу со временем. При этом здесь всегда помнят о том, что «робот ребенка не воспитает». «Без душевных сил учителя это просто невозможно,  – говорит Елена Андреевна. – Мы будем внедрять цифровые технологии, совмещая с теми лучшими традициями, которые заложены в гимназии десятилетиями нашим педагогическим коллективом».

Наталья Ханова

Поделиться в социальных сетях:

Заказать обратный звонок