nkhanova@mail.ru
8 908 254-55-53
203-02-89
k.peremenam@mail.ru

Социальное проектирование в школе: реальность и задачи на будущее


10 Май 2017 г.

10 мая 2017 года в пермской школе «Мастерград» прошел очный этап городского фестиваля конкурса «Поколение Пермь». Особый интерес у редакции «Перемены-Пермь» вызвала работа площадки «Социальное творчество».

Интерес не случаен. Его подогрели Ирина Викторовна Груздева, директор гимназии №10 и Дмитрий Павлович Поносов, директор гимназии №7. Руководители гимназий выступили организаторами названной площадки, а главного редактора «Перемены-Пермь» пригласили в проект как социального партнера. И вот я  здесь.

Началось мероприятие с открытия фестиваля. «Социальное проектирование»  не единственная площадка, на которой лучшие пермские ученики должны были представить проектные решения на предложенные кейсы от реальных компаний и предприятий. Спорт, интеллект, художественное и техническое творчество – на этих секциях учащиеся предлагали свои решения. Мы же побываем на площадке «Социальное творчество».

Участникам этой площадки (а их было 17) было предложено решить проблему организации занятости молодежи, которая бесцельно проводит время на фуд-корте ТРК «Семья» или возле него. Дело в том, что в администрацию «Семьи» постоянно в последнее время поступают жалобы на шумных молодых людей, которые нарушают покой жителей близлежащих домов. На фуд-корте же учащиеся и студенты весело проводят время, пользуясь таким благом, как доступный вай-фай, удобные столы, мягкие диваны. Участники площадки должны были за один час предложить свое решение проблемы.

Открыл мероприятие Дмитрий Павлович Поносов, директор гимназии №7. Он рассказал о целях проекта, обозначил тайминг мероприятия, представил всех участников. Разделившись на две команды, учащиеся приступили к выполнению задания. Пока они работают, давайте послушаем, что скажут организаторы, социальные партнеры и эксперты мероприятия.

Алла Альбертова Белокурова, учитель школы №25, куратор Анны Ердиковой, участницы конкурса:

– Аня прошла заочный этап конкурса – и вот теперь мы здесь. Социальное проектирование – самое трудное из возможных сфер проектирования. Подготовить проект бизнес-идеи куда проще! А вот написать проект социальной направленности – задача не из легких.

 

Ирина Викторовна Груздева, директор гимназии №10, модератор площадки «Социальное творчество»:

– Гимназия №10 давно заявила себя как школа, которая ведет активную социальную деятельность. Недаром мы входим в число общественно-активных школ Перми. От сегодняшних участников конкурса мы ждем необычного взгляда на проблему, предложенную «Семьей». Хотелось бы, чтобы ребята сработали по принципу «дети-детям». Наверняка, им проще понять своих сверстников, слоняющихся без дела в ТРК «Семья» и предложить, чем их занять. От 10-й гимназии в конкурсе принимает участие Ирина Бокова. Она – председатель Совета старшеклассников, активный участник социальных акций и проектов. 

 

Наталья Куприянова, генеральный директор ТРК «Семья»:

– Проблема, которую сегодня решают школьники – не нова для ТРК «Семья». Она есть, но она не острая. Мы не говорим, что молодые люди, посещающие нас и бесцельно проводящие время на фуд-корте и возле комплекса – социально опасны. Возможно, 10% ребят действительно могут пополнить ряды пермских хулиганов, но остальные-то 90% – обычные школьники, студенты. Видимо, им просто нечем заняться. «Семья» – открытая площадка для всех пермяков, но мы хотим, чтобы люди проводили здесь время культурно, не нарушая норм поведения или покой других горожан. Задачу мы поставили, будем ждать ее решения.

 

За разговорами время пролетело быстро – и вот ребята уже готовы представить свои решения для предложенного кейса. Первая команда предложила выделить в «Семье» специальную зону для активного досуга молодых людей. Интересно, что учащиеся предложили выделить эту зону с помощью дизайнерских решения. Цветовые выделение площадей, разные уровни освещения, специально подобранная мебель… В качестве организаторов занятости молодых людей школьники видят специально созданный волонтерский штаб. Члены этого штаба должны будут разрабатывать программу мероприятий, оповещать через соцсети молодых пермяков, постоянно подыскивать партнеров, которые бы проводили события. Среди тех, кто будет обеспечивать занятость молодежи, ребята видят прежде всего пермскую сеть антикафе, предлагающих широкий выбор настольных игр.

Доклад ребят слушали приглашенные эксперты. Среди них была и Елена Ефимовна Гилязова, вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты. Елена Ефимовна обратилась к школьникам с вопросами о том, понимают ли они, что речь идет о коммерческой компании, целью существования которой является извлечение прибыли. «Какова же прибыль от Ваших проектов?» – спросила вице-президент ТПП.

Ответы учащихся были четкими. Они говорили не о прямой прибыли, а о косвенной, о том, что «Семья» повысит свою популярность среди молодых людей, а значит, здесь будут больше покупать больше товаров на многочисленных торговых площадках центра.

Таисия Александровна Хаврова, главный редактор газеты «Время ПЗСП», также спросила школьников, как они собираются привлекать журналистов на освещение работы площадок для развлечения молодежи. Зейнал Азимов, ученик школы №10, ответил, что привлекаться будут студенты-журналисты для прохождения практики.

Следующая команда недалеко ушла от подхода, предложенного своими предшественниками. Школьники предложили обеспечить занятость молодых людей за счет ряда мероприятий. Были названы мероприятия по профориентации, квесты, открытые клубы общения и мастер-классы по сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Ребята даже продумали риски, с которыми они могут столкнуться в процессе реализации идеи. Неравномерная организация досуга, нефиксированное число участников, отсутствие постоянных партнеров-аниматоров. На каждый риск команда предложила свое решение. И снова с вопросом к ребятам обратилась Елена Ефимовна Гилязова, заметившая, что учреждений, в которых учащихся готовят  к ЕГЭ или развлекают с помощью квестов, в городе и так много. Так зачем же пермякам приходить за этим в «Семью»?

После презентации проектов началось жаркое обсуждение. Антон Владимирович Прокофьев, руководитель регионального отделения   «Российского движения школьников» задал учащимся вопрос, не задумывались ли они, почему обсуждаемая проблема есть только в ТРК «Семья», почему ее нет, например, в «Колизее» или в «Столице». Ольга Викторовна Зубкова, президент Национальной ассоциации развития образования «Тетрадка дружбы» похвалила школьников и посоветовала им улучшать свои коммуникативные навыки, чтобы быть услышанными и понятыми. Наталья Куприянова поблагодарила ребят за предложенные решения и пригласила их к взаимодействию с «Семьей».

После обсуждения все участники площадки получили сертификаты и были приглашены социальными партнерами на стажировку. «Перемена-Пермь» не осталась в стороне и вручила пяти школьникам сертификат на мастер-классы по журналистике.

Антон Владимирович Прокофьев, руководитель регионального отделения   «Российского движения школьников»:

– Сегодняшнее мероприятие – это не соревнование в чистом виде, а фестиваль идей, где ребята получают практический опыт проектной деятельности. Мне кажется, что во всей России не так часто встретишь такой подход: когда учащиеся разрабатывают кейс от реального заказчика. Это уникальный опыт, и я надеюсь, он будет продолжен в Перми.

 

Ольга Викторовна Зубкова, президент Национальной ассоциации развития образования «Тетрадка дружбы»:

– На сегодняшнее мероприятие меня пригласили как специалиста в области развития добровольчества. К сожалению, сегодня в Перми мало людей, которые профессионально занимаются социальным проектированием, направленным на нужды конкретных людей. В основном, все занимаются событийным проектированием. Такое проектирование нужно, но и социальное добровольчество также нуждается в развитии. Хотелось бы, чтобы ряд школ Перми поддержали нашу инициативу по  созданию отрядов школьников-добровольцев, которые могли бы участвовать в волонтерских проектах по работе с детьми с ОВЗ и с другими незащищенными категориями граждан. Что касается сегодняшнего кейса, то я считаю, что это вообще  не проблема. То, что ребята шумят возле или в «Семье», вопрос второй. Главное, они не боятся выйти в общество. Значит, они не потеряны для нас. Просто такой стиль отдыха у них. А вот что делать с ребятами, которые находятся в тени. Вот какой вопрос я бы задала участникам сегодняшнего конкурса.

 

Дмитрий Павлович Поносов, директор гимназии №7:

– Ну что ж, всё прошло. Не только дети получили первый опыт участия в фестивале, но и мы, взрослые. Мы благодарны школьникам за это, благодарны социальным партнерам и экспертам. Мы не предлагали учащимся что-то изобрести или сделать так, чтобы детей и подростков не было на фуд-корте «Семьи». Мы хотели услышать и увидеть, как за ограниченное время учащиеся решат предложенный кейс. Увидели и услышали. Думаю, у ребят остались вопросы, в их головах что-то поменялось. Может, это послужит для них толчком к дальнейшему развитию. Я надеюсь.

 

«Перемена-Пермь» поддерживает Дмитрия Павловича в его надеждах. Мы заметили, что школьники ярко представили свои идеи, но насколько они были продуманы? Целью проекта ребята называли организацию досуга молодежи на территории ТРК «Семья». Но такова ли была цель? Конечно, после защиты учащиеся выслушали много критики в своей адрес. Конструктивно ли они поработают с этим в будущем? Сделают ли выводы? Понимают ли  они, что во взрослой жизни именно так и оттачиваются профессиональные навыки, в том числе в социальном творчестве? Эти вопросы пока остались без ответа. Надеемся, что ребята, которые придут на стажировку к нам, помогут получить на них ответы.

Наталья Ханова, главный редактор «Перемена-Пермь»

Заказать обратный звонок