На удаленке: интервью с директором лицея № 2 в режиме самоизоляции

6 апреля 2020 , 12:19

В связи с пандемией коронавирусной инфекции во всех учебных заведениях страны в ближайшее время обучение будет проходить в дистанционной форме. Есть ли трудности в организации этого процесса? Как выстраивается коммуникация в коллективе образовательного учреждения? И что делать родителям и учащимся в режиме дистанционной учебы из дома? - об этом в нашем интервью с директором лицея № 2 Чепуриным Анатолием Викторовичем.

 

- Анатолий Викторович, как вам работается из дома? Какое у вас настроение?

- Работа директора из дома практически ничем не отличается от работы в лицее. Оперативно обрабатываю все поступающие распоряжения, формирую свои, направляю их для ознакомления сотрудникам.

 

Сегодня все документы проходят через систему электронного документооборота, поэтому издать и зарегистрировать приказ, написать и отправить не составляет труда. Не хватает только личного контакта и устной коммуникации, потому что порой объяснить, глядя в глаза собеседнику намного проще, чем обеспечить одинаковое понимание написанного текста.

 

- Как вы поддерживаете связь с преподавателями? Какое у них настроение? Столкнулись ли вы с какими-то трудностями при дистанционном взаимодействии с педагогами?

- Мы с коллегами договорились, что у нас два основных канала коммуникации – корпоративная электронная почта и вайбер-группа. Также мы договорились о том, что они остаются на связи, даже в нерабочие для всех дни, и проверяют не реже, чем 1 раз в час сообщения в группе и в почте, также подтверждают прочтение сообщений.

 

Это важно для того, чтобы понимать, что каждый в курсе последних распоряжений. Ну и никто не отменял прямых телефонных звонков. Пока получается держать руку на пульсе. А вообще, уже на следующую неделю планируем дистанционный педсовет, надеемся, получится. По настроению сложно сказать, скорее всего, все в некотором напряжении, ведь на нас огромная ответственность, в особенности, за освоение образовательной программы. Если десятиклассники еще смогут реабилитироваться в следующем учебном году, то с нынешними одиннадцатиклассниками нужно достойно завершить учебный год, даже если это будет в дистанционном формате.

 

- Сейчас лицеисты на каникулах, какие изменения ждут их 13 апреля? Как проходит подготовка к дистанционному обучению?

- Мы надеемся на то, что дистанционное обучение начнется не 13, а 6 апреля. Частично мы уже готовы. Отработали механизм взаимодействия с учащимися через наши электронные журналы. «ЭПОС.Школа» даёт замечательную возможность формирования расширенного домашнего задания со ссылками на различные онлайн-материалы, а также позволяет фиксировать активность учащихся, в частности, выполнение ими тех или иных заданий, которые задают учителя. Этот вариант освоения программы мы пока рассматриваем на ближайшее время.


Если период дистанционного обучения затянется, то мы готовы запустить серию онлайн-лекций в нашей группе, тематика и расписание уже формируются. Некоторые педагоги готовят свои онлайн-курсы в Google-Классе.




- Во всей стране текущая неделя стала выходной. Чем вы посоветуете себя занять?

- Я бы не рекомендовал расслабляться, иначе с каждым днем все сложнее и сложнее будет себя мобилизовать. Сегодня, благодаря «всемирной паутине» открыт доступ к безграничному числу образовательных ресурсов. Для одиннадцатиклассников важно освоить те темы, которые остались на конец учебного года, и «нарешивать» задания ЕГЭ. Очевидно, что высокие результаты ЕГЭ – это их пропуск в «вуз мечты».

 

А для десятиклассников я бы порекомендовал онлайн-курсы по личностному развитию, сейчас – самое время развить свои «мягкие» навыки, предметные – еще успеют.

 

Важно сегодня поддерживать тот режим, который был до каникул.


А так как родители дома – нужно не упустить это время для важного общения: поговорить о своих планах, перспективах, мечтах, детям – услышать мнение родителей, родителям – детскую позицию. Я бы порекомендовал посмотреть вместе свои любимые фильмы, прочитать любимую книгу своего ребенка/родителя и обсудить их. Мне кажется, это отличное время услышать друг друга.


 

- Можете назвать ТОП-3 сайта по вашей посещаемости? Прокомментируйте свой выбор.

- Целенаправленно я посещаю только сайты, связанные со своей профессиональной деятельностью:

· www.school.permkrai.ru - наши электронные журналы;

· https://distance.permkrai.ru/ - портал дистанционного и электронного обучения (здесь много полезных ссылок на онлайн-платформы, курсы и куча полезной информации);

· очень много полезной информации черпаю в группах в социальных сетях по подпискам.

 

- Какие советы мы можете дать по переходу на работу в онлайн-режиме? Какие порекомендуете сервисы, платформы, сайты и приложения?

- Как показала сегодняшняя ситуация, к онлайн-обучению готовы далеко не все. Особенно, родители. У многих настоящая паника и возмущение. Они не согласны с тем, что их дети будут получать ссылки на страницы учебника, на видеоролики, они ждут, что в дистанционном формате будут проходить те же уроки, но это невозможно по многим причинам, а самое главное – неэффективно.


Что на самом деле представляет собой образование? Вот есть определенное содержание, на котором ребенок должен научиться что-то делать (приобрести какой-то навык). Проверить, научился он этому или нет – несложно. Нужное содержание сегодня есть не только в учебнике, но и на просторах Интернета (как в виде текста, так и в формате видеороликов). Проверить можно с помощью онлайн-теста на любой доступной платформе (их множество). Самое сложное – организовать деятельность ребенка по освоению этого содержания.


В обычном режиме учитель на уроке организует разные формы взаимодействия с учениками по освоению нового материала, а вот в дистанционном режиме – это очень сложно, здесь важна личная ответственность и ученика, и родителя. Родителю важно создать для ребенка условия и спросить с него, а вот ученику важно самому прочитать, понять инструкции и их исполнить, самому решить, самому отправить ответ. Здесь скрыт огромный потенциал для формирования «навыков будущего» - умения учиться всю жизнь и умения критически оценивать информацию на достоверность.

 

Для организации онлайн-обучения мы начали активно осваивать инструменты Google (Google-Класс, Google-Документы, Google-Формы), есть отличная платформа «РешуЕГЭ», которые наши учителя тоже начали осваивать. С онлайн-трансляциями мы пока не определились, подбираем инструмент, присматриваемся к сервису для видео-конференций Zoom.

 

Беседовала Альфия Садыкова