Директор, которому всё по плечу… после отпуска

6 мая 2019 , 14:34

Ольга Владимировна Сапко – человек не из школьной среды. Как же ей удалось стать директором лицея №4 – одной из лучших школ города? Ответ на этот вопрос – в материале главного редактора газеты «Перемена-Пермь» Натальи Хановой.

Наталья Ханова: Ольга Владимировна, назовите три главных принципа Вашей жизни.

Ольга Сапко: Во-первых, всё, что ни делается, всё к лучшему. Плохой опыт – тоже опыт, поэтому на любое событие нужно смотреть с лучшей точки зрения. Во-вторых, жить надо так, чтобы у тебя не было врагов. Это сложно, особенно для публичной личности… В-третьих, семья – это главное. Родители, дети, братья-сёстры. Это люди, которые всегда будут с тобой при любых обстоятельствах.

Наталья Ханова: В этом году Вы стали директором лицея №4. Расскажите, как это произошло?

Ольга Сапко: На протяжении 10 лет я возглавляла управляющий совет лицея №4. Когда я была депутатом, лицей как раз находился на территории моего округа. С тех пор мы и дружим с Галиной Фёдоровной Иконниковой (предыдущий директор лицея №4 – прим.ред.). Обобщив свой управленческий, экономический, правовой опыт, взвесив все «за» и «против», я приняла решение стать директором лицея.

Наталья Ханова: А какие шаги Вы предприняли для этого?

Ольга Сапко: Я состою в федеральном кадровом резерве. Год назад после серьёзного отбора прошла профессиональную переподготовку как управленец, в том числе и по управлению государственными муниципальными учреждениями. Я считаю, что директор в первую очередь должен быть менеджером, ведь ему необходимо решать и хозяйственные, и педагогические, и психологические задачи. Мой опыт мне пригождается.

Наталья Ханова: Какое у Вас было впечатление от лицея, когда Вы вернулись уже в качестве директора?

Ольга Сапко: Меня очень хорошо встретили здесь. Со многими педагогами я уже была знакома. В лицее №4 очень хороший коллектив. Здесь нет текучки кадров. Кроме того, многие вопросы мы решаем совместно с Галиной Фёдоровной Иконниковой. Она – мой наставник. Когда я пришла в лицей, чётко знала, какие задачи будут стоить передо мной. Теперь необходимо их решать.

Наталья Ханова: А какие задачи стоят сегодня перед руководителем школы?

Ольга Сапко: Самая актуальная задача – цифровизация образования, информатизация образовательного процесса и документооборота. Нужно идти в ногу со временем. Также мы должны сохранить высокий образовательный уровень лицея. Это возможно за счёт педагогов, системы обучения, выстроенной годами. Качество образования – наша приоритетная задача. В основном в лицей приходят дети по месту жительства. У нас есть лишь небольшой отбор детей со всего города. Мы стараемся с первого класса воспитывать так, чтобы те, кто послабее, тянулись за сильными. А в среднем и старшем звену ориентируемся уже на сильнейших. Кроме того, появляются и новые задачи. Например, требуется усилить работу по выявлению детей из неблагополучных семей. Это не так просто. Иногда с виду благополучные дети совершают нехорошие поступки. Причина всегда в семье ребёнка. А чтобы с этим можно было работать, необходимо пересмотреть задачи психологической службы в лицее.

Наталья Ханова: Почему в школе возникает такая тенденция – «идти в семью»?

Ольга Сапко: Первая учительница моей дочери говорила: «Ребёнок выносит в общество то, о чём говорят в его семье, что он видит у себя дома». Бывают проблемы, с которыми дети не могут справиться сами. Отсюда желание уйти в интернет, интерес к опасным сайтам. Дети – это же такой пластилин! В их головы можно вложить как нужное, так и ненужное. И манипулировать. Поэтому на школу возложена обязанность по воспитанию детей. Но ребёнок всё равно растёт в семье. Из школы он уходит домой. И семья – его главное окружение. Возвращаясь к теме интернета, я думаю, семья и школа должны действовать сообща. Учить детей правильно жить в информационном пространстве.

Наталья Ханова: По-моему, для директора школы важно быть не только управленцем, но и родителем. Ваши дети давно окончили школу? Как школа менялась?

Ольга Сапко: Моя младшая дочь учится в шестом классе. И я вижу, как новые поколения сменяют предыдущие всё быстрее. Поколения Z, Y, X – принципиально разные. Четвероклассник и одиннадцатиклассник – дети уже разных поколений. Безусловно, школа очень изменилась. В мои детские годы школа была открытой системой. В школу мы приходили и уходили, когда хотели. Никакой охраны не было. Сейчас даже родители не могут свободно попасть в школу. Мы стараемся закрыть школу раньше. Радуемся, что у нас дети учатся в первую смену. Это удобно. Но я бы хотела, чтобы школа стала «вторым домом» для ребёнка. Чтобы ученики не спешили уходить из школы, чтобы им было чем заняться в вечернее время. Наша задача – предлагать учащимся дополнительные кружки и секции, отправлять их на соревнования и конкурсы. Нужно сделать так, чтобы дети шли в школу с удовольствием.

Наталья Ханова: А какие формы занятости школа должна предложить детям? И только ли им? А педагоги? Родители?

Ольга Сапко: Предложений много: семинары, тренинги, конкурсы… Наши ребята везде участвуют. Каждый день учащиеся приносят всё новые награды. Недавно ребята вышли в городской финал КВН. В Спартакиаде у нас участвуют и дети, и молодые педагоги. И я тоже бегу!

Наталья Ханова: У Вас есть хобби?

Ольга Сапко: Мы с семьёй много путешествуем – объездили весь Пермский край. Кроме того, половина моей семьи живёт в Москве, а другая – в Перми. Трансфер между двумя городами – уже путешествие. Я всегда много читала. Но сейчас большую часть времени, которую я могла бы посвятить книгам, забирает интернет. А ещё у нас вся семья увлекается спортом. Младшая дочь профессионально занимается плаванием. Все вместе мы ходим на лыжах. Год я нигде не работала и использовала это время по максимуму, чтобы посвятить его себе и семье.

Наталья Ханова: Что Вам дал перерыв в работе?

Ольга Сапко: Переосмысление. Когда тебе уже не 20 лет, ты не будешь хвататься за любую работу. Ты знаешь ценность себя и своего времени. Я поняла, чем хочу заниматься, осознала, что цель должна быть реальной, а не космической. В школу я пришла надолго! Бегать с места на места уже неинтересно. Когда я много работала, было одно счастье – выспаться. В одном интервью я сказала: «В воскресенье до обеда меня не трогайте. Я сплю!» И сейчас я отдохнула. Теперь нужно работать!

Наталья Ханова: Ольга Владимировна, должна ли школа позиционировать себя через информационные ресурсы? Как с этим обстоят дела в лицее №4?

Ольга Сапко: Уверена, что да. Нам необходимо поддерживать репутацию учреждения, обеспечивать его публичность и узнаваемость. А это возможно через публикации в СМИ, активность в соцсетях и т.д. Когда я пришла работать в 4-й лицей, стала анализировать, что у нас есть. Сайт. Неудобный, малоинформативный, сделанный скорее «для галочки». Сейчас у нас в планах реконструкция сайта. Я спрашивала у ребят, каким они хотят видеть сайт лицея. У меня работают фокус-группы, которые формируют макет сайта. Когда сформулируем техническое задание – передадим его профессионалам. У лицея есть страница ВКонтакте. Она называется «Пресс-центр лицея №4». Мне она показалась довольно скучной. В ней могла содержаться такая информация: «Сегодня день улыбок!» и статья из Википедии. Я предложила ребятам: «Давайте говорить о жизни лицея. Пишите сами. О любых событиях. Снимайте видео, делайте фото». Школьники приходили ко мне целыми группами. Стали писать много. Пресс-центр ожил. Пока не могу оживить Instagram. А ведь это то место, где ребята могут свою школьную жизнь показать в картинках.

Наталья Ханова: На Ваш взгляд, какой должна быть городская школьная газета?

Ольга Сапко: Считаю, что газета в бумажном варианте не актуальна. Да, нам приносят её. Газета лежит в приёмной. Но я не видела детей с газетой в руках… Сейчас мы переходим на электронные учебники. Моя дочь уже давно ходит с айподом, на котором есть все необходимые учебные материалы. Думаю, школьное СМИ тоже должно идти «в цифру», искать и находить новые форматы. Например, сегодня самыми популярными (это легко посчитать с помощью количества лайков) оказываются материалы, которые обеспечивают двустороннюю связь: «Знаете ли Вы?», «Ваше мнение» и т.д. А почему так популярен формат сториз? Это жизнь, это то, что происходит прямо сейчас. Новое поколение живёт сегодняшним днём. Отчасти это печально. У них нет вчерашнего дня, и они не думают о будущем. С другой стороны, у них и нет цели приобрести квартиру, дачу, машину… Ведь квартиру можно снять. Всегда можно вызвать такси… Современные дети живут здесь и сейчас.

Беседовала Наталья Ханова