"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ: ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ?"

3 ноября 2020 , 06:52

В условиях ФГОС учитель должен уходить на задний план, в своей работе лишь направляя ребёнка, подсказывая ему верный путь. Приём педагогической фасилитации как раз отвечает всем стандартам современного образования.

 

Фасилитация – это не страшное слово из песен известной немецкой группы Rammstein, а особый стиль управления. Фасилитировать можно в разных сферах деятельности, даже дома, решая внутренние вопросы со своей семьёй, но сегодня я предлагаю вам разобраться именно в педагогическом аспекте фасилитации.

 

Учитель-фасилитатор может примерять на себя разные роли: вдохновитель, проводник—навигатор, посредник в создании безопасной и открытой среды для обмена идеями, интервьюер, помощник или модератор. Самое главное – учитель создаёт такую атмосферу, в которой ученики сами будут искать информацию, устранять собственные ошибки, добиваться результата.

 

Искусство фасилитации помогает сделать лёгким принятие сложного решения. Задача фасилитации – организовать эффективное групповое обсуждение.

 

Фасилитация предполагает групповую работу. Каждый учитель знает, как сложно порой бывает вести урок в подобном формате, так как ребята могут шуметь, не слышать друг друга, отвлекаться, работать непродуктивно. Для того чтобы избежать подобного, нужно сразу же определить правила поведения на уроке. Причём очень важным моментом, который нельзя упускать, является совместное определение правил. Когда группа сама ограничивает себя – это гораздо продуктивнее, чем ограничения, навязанные извне. Как показывает практика, правила всегда примерно одинаковые:

 

  • Говорит только один;
  • Высказывать мнение может каждый;
  • Говорить ёмко и конкретно;
  • Не согласен с чем-то – задай вопрос;
  • ДДД: достаточно, двигаемся дальше (если группа поняла, что очень долго обсуждают одно и то же, то можно предложить оставить эту тему, продолжить дальнейшую работу);
  • Энергизация (если возникает чувство усталости – делаем перерыв);
  • Отключение гаджетов;
  • Чёткое распределение ролей (учитель-фасилитатор – это не эксперт, а координатор процесса).

 

         Все правила должны быть зафиксированы на доске или выведены на проектор, чтобы ученики всегда могли к ним обратиться. Если нарушается какое-либо правило, учитель обращает внимание ребят на созданный общими усилиями «документ», спрашивает (спокойным тоном), нужно ли нам что-то поменять? Здесь у ребят появляется осознание того, что они сами определили ограничители, поэтому дисциплина возвращается в нужное вам русло.

 

Вторым значимым признаком успешно работающей группы является её наполняемость: группа больше 7 человек показывает свою непродуктивность. За каждым учеником должна быть закреплена чёткая роль. Перемешивать роли внутри одной фасилитационной сессии не рекомендуется.

 

После определения групп и ознакомления со списком правил поведения учителю-фасилитатору нужно выступить с вводной речью. Она не должна быть долгой, но именно здесь ученики должны понять, что от них сегодня будет требоваться (небольшая хитрость поможет учителю направить школьников в нужную ему сторону: всего лишь представьте цели на этот урок в виде уже совершённых действий «сравнили», «решили», «узнали» - тогда ученики будут воспринимать будущий результат как неопровержимый факт, которого они точно добьются). После этого начинается основной ход сессии – решение поставленной задачи. Затем представление работы команд, подведение итогов и анализ сессии (рефлексия).

 

В течение такой сессии учитель:

 

  1. Информирует учеников (ставит цель, обговаривает конечный продукт).
  2. Воодушевляет (показывает важность общего результата для каждого конкретного ученика).
  3. Наделяет полномочиями (объясняет роли и рассказывает, почему выбраны именно они).
  4. Вовлекает (через личные цели, идеи, вопросы).

 

Фасилитационная сессия «на ура» проходит в рамках уроков-судов, дискуссий, дебатов, модели ООН, круглых столов, тематических сессий. Качественная подготовка к такому уроку поможет учителю провести групповую работу, нацеленную на конкретный результат, с чётким распределением ролей, индивидуальным подходом и формированием у школьников необходимых сегодня навыков и компетенций.

 

 Симпатова Валерия Евгеньевна

учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Автор:


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее